Рост числа «операторских венчурных капиталистов» в Европе
Как основатели успешных стартапов становятся инвесторами в Европе
В последние годы в Европе наблюдается увеличение количества венчурных капиталистов, которые ранее были основателями успешных стартапов. Эта тенденция давно прижилась в США, где большинство VC — бывшие основатели. Однако в Европе подобное явление остается более редким, так как многие инвесторы происходят из банковской или финансовой сфер.
Среди известных примеров в Европе выделяются такие основатели, как Тавет Хинрикус из Wise, Оскар Пьер из Glovo (Yellow Fund) и Кристиан Ребер из Pitch. Еще один пример — Рос Мейсон, который после продажи своей компании MuleSoft корпорации Salesforce в 2018 году за $6,5 миллиарда создал DIG Ventures. Изначально это была семейная инвестиционная компания, позже преобразованная в венчурный фонд. Основав его вместе с бывшей главой продаж MuleSoft в Великобритании Мелиссой Клингер, DIG Ventures запустили второй фонд с окончательной суммой в $100 миллионов для инвестирования в стартапы B2B SaaS, AI и облачной инфраструктуры на этапах pre-seed и seed в Европе, а также с учетом стартапов из Израиля и США.
Новый фонд поддерживают такие LP, как The Hillman Company, Granite Capital, Sofina и Grove Street. К ним присоединился основатель Datadog Оливье Помель и ряд руководителей из MuleSoft.
Основной посыл фонда — это то, что он создан бывшими операторами стартапов, поэтому DIG позиционирует себя как практический фонд, ориентированный на операторов, способный разрабатывать стратегии выхода на рынок и их реализацию. Мейсон и Клингер работают вместе с такими профессионалами, как Райтис Виткаускас, основатель YPlan и бывший партнер Lightspeed, а также Скотт Граймс, сооснователь Stackin’ и Uproxx.
В портфолио DIG Ventures входят компании People.ai и Karat, а также Bubble, ComplyAdvantage, PlanetScale, Rasa, Taktile, Rossum, Flock и Prophecy. Второй фонд уже начал вкладывать средства в такие компании, как платформа наблюдения Dash0, платформа оркестрации AI Nexos.ai и предложение корпоративного посредника PolyAPI.
Мейсон пояснил в интервью изданию TechCrunch, что после MuleSoft он увидел большую возможность вернуться в Европу и создать фонд, управляемый бывшими операторами. Они разработали стратегию, позволяющую быстрее и раньше других фондов находить и встречаться с основателями.
Клингер добавила, что, по мнению основателей, DIG взаимодействует с ними на уровне разговора, так как сами вышли из MuleSoft. «Нам нравится брать очень технические продукты и хорошо их продавать. И это половина битвы в этой области», — отметила Клингер. Она также подчеркнула, что работа с высокотехническими продуктами является сильной стороной фонда, и что DIG также отлично знает, как вывести продукт на рынок: «Переход от нуля к единице и помощь в упаковке и продаже — это нечто, что может сделать не каждый венчурный капиталист, но мы — можем».
Мейсон отметил, что следующий большой сдвиг произойдет, когда предприятия начнут создавать свой собственный искусственный интеллект. «Это новая гонка вооружений, особенно с разработкой и использованием больших языковых моделей (LLM) внутри предприятий... Основной слой фонда пока не завершен, даже если каждому вендору хотелось бы, чтобы вы так думали. Многие решения станут открытым исходным кодом, поскольку компании не хотят отправлять свои данные в LLM в облаке, где у них нет контроля над тем, куда уходит информация.»
Клингер выразила мнение, что Европе присущи нереализованные сильные стороны в области AI. «Я считаю, что Европа - это настоящая темная лошадка в области AI. У нас есть таланты за полцены США. Многое из блестящих исследований выходит из наших университетов. Проблема в том, чтобы привлечь нужное количество средств на некоторые из этих проектов, движимых AI.»
В США такие бывшие основатели и операторы, как Питер Тиль, Пол Грэм и Марк Андрессен, стали влиятельными венчурными капиталистами. И уже на фоне геополитических потрясений и сильного импульса в стадии ранних инвестиций в Европе это может стать рынком «операторских венчурных капиталистов».